[18+] Падение Су-27 на аэродроме Скнилов близ Львова (27.07.2002)

27 июля 2002 года Су-27УБ под управлением двух пилотов — 45-летнего командира В. А. Топонаря и 49-летнего второго пилота Ю. М. Егорова — выполнял фигуру высшего пилотажа.

Самолёт вошёл в нисходящий вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из виража вверх истребитель слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через лётное поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоящий на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться и пластом рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар.

Погибли 77 человек (из них 28 детей), пострадавшими признаны 543 человека.

Где-то пишут, что катапультирование произошло автоматически при достижении нулевой высоты. А вот тут один из пилотов, командир Владимир Топонарь, говорит, что катапультирование произошло по вине второго пилота Егорова: именно по его инициативе из самолёта вынесло сразу обоих.

Второе видео смотреть осторожно: присутствует нецензурная лексика и размазанное по бетону человеческое крошево. Хотя качество видео, конечно, оставляет желать лучшего: писалось, очевидно, камерами на miniDV-кассеты — шик по тем временам, по-моему. Смонтированно из записей с разного ракурса.

Стенограмма переговоров пилотов

Владимир Топонарь, командир экипажа

12:40:30. (команда с земли) Яцюк: 2000 метров, тонкая, есть кучёвочка порядка 2-3 балла. Погода хорошая, видимость более 10 километров.
12:40:47. Второй пилот Егоров: А вот смотри, Володя, тут такая погода.
Командир Топонарь: Возьми пока управление.
Егоров: Взял.
12:41.09. Топонарь: Поворот вправо.
Егоров: Я понял.
12:41:17. Яцюк: 31152, вправо на посадочный 312, азимут 136, удаление 24. По давлению 738, снижайтесь 600.
12:41:25. Топонарь: Выводи, выводи с крена, выводи.
12:41:33. Топонарь (земле): Разрешили 600, 31152.
12:41:36. Яцюк: Понял. Давление 738,0 установили?.
12:41:44. Топонарь: Установил.
12:41:52. (команда с земли) Третьяков: 31152, я «Лаванда» — старт.
Топонарь: Отвечаю, 31152: 1500 на снижении.
12:41:59. Третьяков: Хорошо, по давлению 738,0 занимайте 600 метров на привод.
12:42:06. Топонарь: Снижаюсь 600 на привод.
12:42:11. Яцюк: 152, как принимаете «Лаванда» — площадку?.
Топонарь: Хорошо принимаю.
12:42:16. Топонарь: Влево 10 возьми.
12:42:23. Топонарь: Выводи.
12:42:38. Топонарь: Всё. Наблюдаю.
Егоров: Да, гаси скорость.
12:42:41. Третьяков: 31152 ещё раз, проверьте установку давления 738,0.
12:42:50. Топонарь: 738,0 установил, полосу наблюдаю 600 горизонт.
12:42:56. Третьяков: Хорошо. Визуально какое удаление?
12:43:00. Топонарь: Визуально километров 10. Разрешите снижение дальнейшее.
12:43:05. Третьяков: Да. Наблюдаю 152 вас, по заданию снижение разрешаю.
12:43:13. Егоров: Вова, оттриммеруй самолёт и давай с трёхсот метров. Вова, не будем, зачем нам туда?…
Топонарь: Нормально.
12:43:26. Яцюк: 152, я «Лаванда», площадка: наблюдаю, работу разрешаю.
12:43:31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту (на протяжении 5,5 секунды).
12:43:33. Егоров: У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?
12:43:37. Егоров: 6 тонн. Понимаешь?
12:43:43. Топонарь: Где зрители, на х…?
12:43:48. Егоров: Не знаю, где они бл….
12:43:49. Топонарь: А, вон, вижу. Егоров: …твою мать…! С правой стороны нет!
12:43:54. Топонарь (земле): Пилотаж влево выполняю.
Егоров: Ну что, пошли?
12:43:58. Яцюк: Влево, влево.
12:44:14. Егоров: Включай.
12:44:34. Егоров: Пошли.
12:44:36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12:44:39. Егоров: Бочка.
12:44:44. Егоров: Хватит — угол.
12:44:51. Голосовой информатор: Борт 42, скорость предельная.
12:44:58. Егоров: Поворачивай.
Голосовой информатор: Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка.
12:45:01. Яцюк: Поворот.
12:45:02. Егоров: Выворачивай ёб….
12:45:05. Яцюк: Выводи.
12:45:07. Третьяков: Выводи, добавь обороты.
12:45:10. Яцюк: Форсаж.
Голосовой информатор: Предельный угол атаки, предельная перегрузка.
12:45:11. Третьяков: Добавь обороты.
12:45:18. Остановка магнитофона.

Википедия

Владимир Топонарь сейчас


Кажется, его отпустили относительно недавно — как раз года два назад, если судить по интервью и участию в телешоу. Может быть, я ошибаюсь. Егоров, второй пилот, освободился намного раньше, хотя, если верить словам командира, именно он во всём виноват, но многое сошло с рук.

О нём отзываются или исключительно хорошо, едва ли не возводя в ранг героя, или в гневе, с ненавистью, вешают ярлык убийцы. Но вот тут можно увидеть, что люди собрали ему некоторые деньги (у него даже есть своя страничка?!), опубликовали его лётные фотографии и даже некоторые видеоролики.

Интервью с ним (от 20 сентября 2013) опубликовано здесь: «Владимир Топонарь: «За мной вины нет. Меня просто сделали козлом отпущения»».

Ещё один материал по мотивам трагедии: «Каждый раз, поднимаясь в небо, ощущаешь, что это впервые» (это страница для печати, для прочтения достаточно закрыть появляющийся диалог печати; увы, другой, нормальной страницы с этой статьёй не существует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *